Фрида, молодая женщина около двадцати лет, очень красивого телосложения, «но с какими-то беспокойными и назойливыми глазами» - незначительный сам по себе персонаж романа Булгакова «Мастер и Маргарита», важен для понимания некоторых идей автора. Фрида появляется на балу у сатаны в череде гостей и Коровьев рассказывает Маргарите её историю: хозяин кафе, в котором она работала, принудил её к близости, а после рождения ребёнка, она умертвила его, засунув в рот платок, и закопала тело мальчика в землю.
Реальным прототипом послужила некая Фрида Келлер из Швейцарии, история которой в целом совпадает с рассказом Коровьева и была известна Булгакову. В архиве писателя сохранилась выписка из книги швейцарского психиатра Огюста Фореля, описавшего этот случай. Келлер родила своего ребёнка в 1899 году, хотя убийство было совершено в мае 1904, что важно, в пасхальную неделю (согласно католической традиции). Со слов Коровьева, Фриде уже тридцать лет подкладывают этот носовой платок, в назидание за её грех, что по срокам примерно соответствует времени действия московских глав романа.
«Королева французская», «светлая королева Марго». Прямая связь Маргариты Николаевны с Маргаритой Валуа, свадьба которой с Генрихом Наваррским ассоциируется с кровавой Варфоломеевской ночью, несомненна. Сама Марго, её мать Екатерина Медичи, организовавшая эту резню, как и всё семейство Медичи, навсегда связаны с дворцовыми интригами, изменами, отравлениями, убийствами. И Коровьев, фактически дирижирующий балом, из огромного потока гостей обращает внимание Маргариты лишь на тех, кто напоминает ей об этих преступлениях, её собственных грехах: господин Жак подсыпал отраву любовнице короля, граф Роберт отравил свою жену будучи любовником королевы. А ещё госпожа Тофана, продававшая яд, которым отправляли на тот свет надоевших мужей — ведь жила же Маргарита с нелюбимым мужем и изменяла ему. И вот, «бывший регент», обращает внимание королевы бала на Фриду. Чудовищность убийства женщиной своего ребёнка, невинного младенца, очевидна. Но Маргарита не осуждает Фриду: «А где же хозяин этого кафе?». После чего грубо осаживает Бегемота, рискнувшего сказать слово в его защиту. И во всей кутерьме бала запомнилось ей только совершенно пьяное лицо Фриды с бессмысленными и умоляющими глазами.
Булгаковская Маргарита и Фрида связаны, несомненно, с героиней «Фауста» Гёте — Гретхен. Любовница Фауста, родившая от него внебрачного ребёнка, убила его и была осуждена на казнь. И когда после бала у Марго появилась возможность «потребовать» вознаграждение у Воланда, первым её желанием, импульсивным, было освобождение Фриды от наказания — того самого платка — ежедневного напоминания о сотворённом ею детоубийстве. Прощая Фриду, Маргарита прощает саму себя. Но между этими двумя и Гретхен есть принципиальная разница. Гретхен покаялась в своём грехе и, отказавшись пойти за дьяволом, спасла свою душу. Поэтому нет её на балу у Воланда. Допустимо сравнение Маргариты с Лилит, первой женой Адама, которая, согласно каббалистической традиции, улетела от Адама и стала женой сатаны. Поэтому Маргарита сочувствует Фриде — ведь Лилит убивает младенцев и ею пугали детей.
По большому счёту, Фрида несамостоятельный персонаж. Она присутствует в романе лишь для того, чтобы полнее раскрыть образ Маргариты. А ещё даёт возможность «одним глазком» заглянуть в ад — собственно где ей каждую ночь кладут этот проклятый платок, вызывающий у неё мучительное душевное страдание и отчаяние. «Она уж и сжигала его в печи и топила его в реке, ничего не помогает» - милосердию нет места в «ведомстве» Воланда, потому бесконечно наказание за сотворённое зло, непрерывна боль и состояние «неумирающей смерти».
Подарочные книги "Мастер и Маргарита" в кожаном переплете представлены в каталоге магазина Мосподарок в нескольких вариантах.